Заправка холодильника фреоном: пошаговый инструктаж + нюансы

Проверка

Чем заправляют холодильники

Работа холодильной установки основана на преобразовании тепла в низкие температуры. Фреон — это газ, способный поглощать тепло из окружающей среды. Существует множество разновидностей, отличающихся химическим составом вещества. Чтобы узнать, чем наполнены холодильники той или иной марки, нужно внимательно изучить техническую документацию конкретной модели.

Общим признаком всех типов хладагентов является отсутствие запаха и цвета. Газ не опасен для жизни и здоровья человека, поэтому отлично подходит для использования в бытовом холодильном оборудовании.

Заполнение холодильника.
Заправка холодильника фреоном своими руками.

Важно! К замене следует отнестись с особой тщательностью. Неподходящий состав может нанести серьезный ущерб системе.

Смотрите также «Фреш-зона» в холодильнике — что это такое?



Сколько грамм фреона в контуре

У каждого холодильника своя конфигурация контура и количество газа в разных моделях, даже одного производителя, разное.

Максимально точно вес хладагента указан на заводской табличке, которая обычно находится на задней стенке шкафа или на паспортной табличке компрессора. Эта информация также имеется в документации к холодильнику. Но довольно часто после окончания гарантии владельцы выбрасывают или «прячут» инструкцию по эксплуатации и все остальные документы на холодильник в неустановленном месте, а шильдики на корпусе холодильника со временем исчезают в неизвестном направлении.

В таких случаях, хотя восстановить точную информацию вряд ли удастся, но можно с достаточно высокой точностью определить, сколько фреона должно весить в холодильнике вашей модели. Для этого объем камер в литрах делят на 2. В результате получается необходимое количество хладагента в граммах.

Еще один способ – заправка холодильника фреоном по давлению на месте всасывания. Оно должно быть до 0,3 атм. Но нужно учитывать, что последний подходит для холодильников, где в качестве хладагента используется только фреон.

Роль фреона в работе холодильника

Если некоторые считают компрессор сердцем холодильника, то хладагент можно считать его кровью. Без достаточного количества этого вещества не сможет функционировать ни одно холодильное оборудование. Бесцветный газ без запаха необходим для перемещения тепловой энергии.

Фреон легко превращается из жидкости в газ при относительно низких температурах. Цепь, по которой он циркулирует, состоит из двух частей: внутренней и внешней.

Жидкий хладагент поступает во внутренний контур холодильника и поглощает частицы тепловой энергии, которые улетучиваются в воздух и превращаются в газ. Затем он перемещается во внешний контур, проходит через компрессор и испаритель, отдает тепло окружающему воздуху и возвращается в жидкую форму.

Цикл повторяется снова и снова, в результате чего воздух в холодильнике становится все холоднее и холоднее, а решетка на задней стенке постоянно нагревается.

Заправка фреоном
Для заправки холодильника фреоном вам понадобится заправка, набор специальных инструментов и материалов, а также охлаждающий баллон

Эти свойства фреона используются и в других устройствах, таких как кондиционеры, тепловые насосы и т д. Газ циркулирует в герметично замкнутом контуре. Он не представляет большой опасности для здоровья человека, даже если вещество полностью вытечет из обычного бытового холодильника.

Всего в промышленности используется 16 видов этих предельных фторсодержащих углеводородов. Для заправки конкретной модели холодильника подходит одна марка фреона, обычно она указана прямо на корпусе компрессора.

Причины утечки хладгента

Если кратко, то причина утечки фреона – нарушение герметичности охлаждающего контура. Но причины такой ситуации могут быть самые разные. Вызвать такую ​​ошибку может непреднамеренное механическое воздействие на компоненты холодильного контура или на компрессор.

Выход из строя компрессора почти неизбежно вызывает необходимость заправки фреоном. Хотя хладагент остается в контуре, при замене неисправного элемента его все равно необходимо заполнить. Низкое качество капилляров, по которым движется фреон, либо их износ также нередко становится причиной разгерметизации системы.

Если места соединения отдельных элементов контура охлаждения установлены неправильно, со временем они могут расшататься, через появившиеся отверстия будет вытекать охлаждающая жидкость.

Если капиллярные трубки загрязнились из-за замерзания влаги, попавшей в контур, очистить их несложно. Но иногда такой засор возникает в результате скопления загрязнений из частиц сгоревшего моторного масла. Фильтр-осушитель не улавливает эти вещества, они постепенно накапливаются внутри узких труб и создают препятствие для свободной циркуляции хладагента.

Замена компрессора
Если сломанный компрессор необходимо заменить на новый, откройте контур охлаждения и после замены закачайте новую порцию фреона

Даже если утечки фреона в такой ситуации не наблюдается, для нормализации работы системы потребуется открыть контур охлаждения.

После очистки капилляров нужно восстановить герметичность, а затем ввести в систему новый хладагент взамен утраченного.

Прежде чем приступить к заливочным работам, необходимо установить и устранить причину протечки. Для этого нужно изучить контур, чтобы понять, где именно это происходит.

Место утечки фреона
Для выявления места утечки фреона с помощью мыльного раствора нужно осмотреть состояние мест соединения патрубков, а также места, где видны следы масляного загрязнения

Если обследование не дало результатов, можно воспользоваться мыльным раствором. При этом в систему подается воздух под низким давлением.

Мыльный раствор наносится на поверхность труб, стыков и т д. Он будет пузыриться там, где протекает. Обрабатывать таким образом всю цепь нецелесообразно и небезопасно.

Легче будет сначала проверить самые слабые и подозрительные места: стыки, а также места, где есть следы загрязнения техническими маслами.

Детектор утечки фреона
Для точного определения места повреждения контура и утечки хладагента используется течеискатель – прибор, реагирующий на конкретную марку фреона

Если мыльный раствор не действует, используйте течеискатель или пригласите опытного специалиста для определения места утечки хладагента. Это не универсальный инструмент, конкретное устройство обычно настраивается на реакцию только на конкретную марку хладагента.

Его можно использовать для выявления течей не только до их ремонта, но и после завершения зарядки контура, чтобы обеспечить достаточно высокое качество выполняемых операций.

Если этого не сделать, можно пропустить некоторые ошибки. Плохой ремонт появится недели через две, все работы придется переделывать.

Помимо устранения протечек, также не помешает проверить функционирование других элементов системы. Недостаточное количество фреона часто приводит к повышенному износу отдельных деталей. Если не устранить причины, вызывающие утечку, вскоре придется снова приступать к ремонту, закачке хладагента и так далее

Читайте также: Почему гудит холодильник — 3 основные причины

Порядок выполнения работ по замене фреона

Прежде чем приступить к замене хладагента, необходимо убедиться в наличии всех необходимых инструментов и материалов для работы.

Шаг #1 — диагностируем проблему самостоятельно

Хладагенты не горят, но их отсутствие или недостаточное количество в системе может привести к преждевременному износу и повреждению других деталей.

Кроме того, нарушение заданного теплообмена приведет к перегреву холодильника, порче продуктов, появлению неприятного запаха и т д. Поэтому важно научиться быстро выявлять признаки протечки и устранять их.

Признаки утечки фреона
Наличие снега внутри охлаждающей секции может быть признаком неисправности, особенно если снежная шапка вновь появляется после разморозки

Вот моменты, на которые следует обратить внимание:

  • температура внутри камеры слишком высокая;
  • заметно сократились перебои в работе двигателя;
  • компрессор работает постоянно;
  • внутри агрегата образуется конденсат;
  • холодильник издает неприятный запах, не связанный с наличием испорченных продуктов;
  • испаритель покрыт снежной шапкой или льдом и т д.

Иногда утечку можно обнаружить сразу. Если лед не будет аккуратно удален с испарителя, трубка контура может быть случайно проколота.

В результате газ будет выходить из узкого отверстия с характерным шипением. Если вы обратите внимание на этот момент, то сможете быстро устранить проблему.

Коррозия корпуса
Коррозия корпуса может быть признаком недостатка хладагента в контуре: внутри камеры повышается температура, скапливается конденсат, на металл воздействует влага, появляется ржавчина

Шаг #2 — подготовительные работы перед заменой

Перед началом ремонтных работ холодильник, конечно же, следует отключить от электросети. Все обогреватели и источники открытого огня должны быть выключены или удалены от места заправки фреоном.

Электрооборудование, которое будет использоваться во время ремонта, должно быть заземлено в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

При пайке также следует позаботиться о пожарной безопасности. Хотя фреон не опасен для человека, все же лучше проветривать помещение во время работы, а также по окончании работы.

Подготовка к ремонту
В первую очередь нужно отключить холодильник от сети и подготовить весь набор необходимых инструментов

Перед началом ремонта не помешает найти и перечитать инструкцию по эксплуатации холодильника, чтобы учесть особенности конкретной модели. При заправке холодильника фреоном следует руководствоваться информацией, указанной на этикетке, а также маркировкой на заправочном баллоне.

Шаг #3 — удаляем остатки хладгента

Перед закачкой газа в систему удалите из нее остатки хладагента. Для этого нужно найти фильтр-осушитель, он зажимается игольчатым захватом.

После этого в фильтре делается отверстие в отрезке меди. Поврежденный таким образом элемент в дальнейшем придется заменить на новый.

Замена осушителя
При заправке хладагентом фильтр-осушитель будет поврежден, его необходимо заменить на новый элемент, который можно отремонтировать. Кроме того, нужно пропаять схему и установить дополнительные вентили

Место для пайки вентиля лучше подготовить заранее. Его необходимо снять с фитинга и отрезать лишнюю длину. В этом случае рекомендуется немедленно припаять клапан к компрессору.

После того, как остатки хладагента покинут систему, необходимо будет продуть все трубы азотом. Это удалит любую влагу из контура, которая могла туда попасть.

Для закачки газа в рабочий контур холодильника установлен клапан Шредера, исключающий истечение фреона в обратном направлении.

Баллоны, где давление газа превышает 6 атмосфер, нельзя использовать для таких работ, так как это может привести к повреждению системы. Информация о внутреннем давлении обычно указывается на таре.

При отсутствии баллона с подходящими характеристиками газ необходимо подавать в систему с помощью редуктора.

Баллон с фреоном
Марка фреона указана на баллоне охлаждения, как и рабочее давление. Если газ внутри сжат до более чем шести атмосфер, необходимо использовать редуктор

Систему следует очищать в течение ок. 10-15 минут. После этого закрывают клапан на захвате иглы и разрезают фильтр рядом с капиллярной трубкой.

Затем нужно снова очистить цепь. По окончании очистки необходимо установить новый фильтр-осушитель на место бывшего в употреблении.

Это необходимо сделать в течение 15 минут после окончания последней очистки, так как контур хладагента больше нельзя оставлять открытым.

Профессиональные мастера используют для выполнения данного вида работ целый набор специальных инструментов: течеискатель, тестер, вакуумный насос, гаечные ключи, термометр, пассатижи, пассатижи и т.д.

Для проведения пайки следует запастись защитными щитками, также понадобится вентиль Шредера и новый фильтр-осушитель.

Для проведения разовой заправки холодильника нет смысла покупать отдельный комплект оборудования. Дешевле и проще будет арендовать все необходимое.

Шаг #4 — выполняем закачку фреона

Для выполнения этой операции нужны устройства, позволяющие контролировать давление в системе. Мастера по ремонту бытовой техники используют заправочную станцию, состоящую из двух манометров с запорной арматурой и трех шлангов.

Счетчики различаются по цвету: красный и синий. Первый измеряет давление на выходе, а синий определяет давление всасывания.
Система заправки фреоном
Это упрощенная схема подключения заправочной станции и баллона с хладагентом к холодильному контуру. В этой версии красный шланг и манометр не используются

При работе с обычным бытовым холодильником обычно учитываются только показания синего манометра.

Шланги, к которым подсоединяются манометры, также имеют разную цветовую маркировку: красную и синюю, которые подсоединяются к манометрам того же цвета, и желтую, расположенную посередине.

Перед началом работы убедитесь, что краны на шлангах с манометрами полностью закрыты. После этого присоедините желтый шланг к газовому баллону.

Синий шланг подсоединяется к трубе, по которой хладагент будет подаваться в контур. Для этого используют специальный штуцер.

Красный шланг монтируется на другом конце системы. Для этого вам нужно присоединить клапан Шредера.

Подключение АЗС
Синий манометр нужен для проверки давления всасывания, красный для контроля давления на выходе из системы, фреон подается из баллона по желтому шлангу

Когда все необходимые элементы подключены, откройте запорные вентили на синем и красном шлангах. Далее откройте вентиль на охлаждающем цилиндре и начните заполнять систему, следя за показаниями манометров.

Когда давление достигает ок. 0,5 атмосферы, вентили манометра должны быть закрыты.

Теперь включите компрессор на ок. 30 секунд. Вместо баллона к желтому шлангу подключен вакуумный насос. Включается примерно на 10 минут.

Вакуумирование позволяет удалить воздух, попавший в систему, и улучшить качество наполнения. Теперь нужно снова подсоединить желтый шланг к бачку с фреоном.

Вакуумирование контура охлаждения
Вакуумный насос необходим для удаления любых посторонних газов из контура охлаждения и обеспечения хорошего заряда

При этом между коллектором и шлангом создать небольшое пространство, чтобы поступающий хладагент вытеснял воздух из шланга, и подать в шланг небольшое количество газа.

Затем желтый шланг, из которого стравливается воздух, надежно крепится к коллектору. Снова нужно открыть синий вентиль и продолжить заправку контура фреоном.

На этом этапе компрессор снова включается, и манометры контролируются, чтобы убедиться, что система работает нормально. Если давление остается стабильным, патрубки отгибают и тщательно герметизируют.

Не пережимайте сервисный разъем и не припаивайте его до тестового запуска системы. На этом этапе стрелка синего манометра должна все время находиться в нулевом диапазоне.

Заправка фреоном снарядов
В домашних условиях при заправке системы фреоном можно с помощью бытовых весов проверить количество перешедшего в контур хладагента

Некоторые умельцы заполняют контур фреоном, используя только манометр. При этом количество хладагента, перешедшего в контур, определяют путем взвешивания баллона с фреоном на бытовых весах.

В остальном процесс закачки практически аналогичен вышеописанному способу.

Порядок выполнения работ по замене фреона

Прежде чем приступить к заправке холодильника фреоном, необходимо изучить правила безопасности и подготовить все необходимые инструменты.

Необходимые инструменты и материалы

Перед началом ремонтных работ необходимо подготовить следующие материалы и инструменты:

  • Охлаждающая жидкость. Тип и количество этого вещества должны соответствовать характеристикам ремонтируемого устройства. Информацию можно найти на этикетке компрессора. Газ подается в баллоны, где он наполняется под высоким давлением.
  • Вакуумная насосная станция. Это устройство позволяет очищать охлаждающий контур и закачивать фреон. Вакуумный насосный агрегат можно взять в аренду, приобретение оборудования требует больших материальных затрат.
  • Точные весы. Инструмент понадобится для получения необходимого количества фреона. Точный расчет особенно важен при использовании охлаждающей жидкости R600. Ошибка в несколько граммов может привести к некорректной работе холодильника. Для взвешивания хладагента перед наполнением баллон помещают на весы. При перекачивании следите за изменением веса и вовремя перекрывайте клапан подачи.
  • Сварочный аппарат. Также потребуется восстановить целостность поврежденных мест расположения труб и заправить фреоном. Тип флюса выбирается в зависимости от материала системы охлаждения.
  • Детектор утечки. Инструмент используется для обнаружения поврежденных труб. Если заправка холодильного агрегата фреоном является последним этапом ремонта, течеискатель покупать не нужно.
  • Фильтр-осушитель. Эта деталь заменяется после каждой разгерметизации системы. В противном случае в контуре системы охлаждения остается влага, что приводит к засорению капилляров.
  • Клапан Шредера. Этот элемент нельзя заменить автомобильным ниппелем. Клапан двухходовой. Это означает, что в системе может быть создан как вакуум, так и высокое давление. Простая соска такими свойствами не обладает.
  • Газообразный азот. Используется для очистки цепи. Если давление в баллоне выше 5 атмосфер, используется редукционный клапан.

Меры безопасности при работе

Если ремонтные работы предстоит проводить дома, необходимо понимать, что перекачка хладагента – это деятельность, сопряженная с определенным риском. Заправляя холодильник топливом своими руками, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Перед началом работы отключите устройство от источника питания.
  • При замене теплоносителя отключите все отопительные приборы. Не курите рядом с ремонтируемым устройством. Это может привести к возгоранию или даже взрыву.
  • Работы ведутся на собственной земле. Оборудование рекомендуется заземлить.
  • При пайке соединений необходимо соблюдать правила пожарной безопасности.
  • Помещение, где проводились ремонтные работы, проветривают в течение 15-30 минут после нагнетания и удаления газа. Фреон не имеет запаха, но может оказывать негативное воздействие на организм человека.
  • Газ закупается только у надежных поставщиков, дающих гарантию на продукцию.
  • Перед испытанием холодильного агрегата проверяют герметичность контура.

Диагностика и устранение проблемы

Недостаток хладагента может привести к быстрому износу компонентов холодильника. Нарушение теплообмена приводит к снижению качества хранения продуктов и появлению неприятного запаха. Поэтому необходимо уметь выявлять признаки протечки и устранять их. При осмотре холодильника обратите внимание на следующие моменты:

  • наличие снежной шубы на стенках морозильной камеры, которая быстро появляется после разморозки;
  • повышение температуры в камере;
  • сокращение продолжительности перерывов в работе двигателя;
  • непрерывная работа компрессора;
  • конденсат на стенках камер
  • появление неприятного запаха, связанного с порчей продуктов;
  • образование льда на испарителе.

Все для заправки

Иногда утечку обнаруживают сразу после ее возникновения. При случайном повреждении контурной трубы из отверстия выделяется газ, который сопровождается характерным звуком. Обнаружив это, необходимо припаять капилляр. Признаком недостатка хладагента может быть коррозия корпуса. Температура в камерах повышается, из-за этого металл подвергается воздействию конденсата.

Подготовительные работы

Перед началом ремонтных работ холодильник освобождают от продуктов. Все полки, ящики и держатели также необходимо убрать. В обязательном порядке необходимо ознакомиться с инструкцией к холодильному агрегату. Заранее подготавливаются 2 манометра. Один синий и используется для измерения давления впрыска. Красный манометр понадобится для оценки производительности впрыска.

Удаление остатков хладгента

Перед заправкой самого холодильника фреоном систему необходимо освободить от остатков хладагента. Для этого используйте игольчатый захват, который действует как тиски, сжимающие сушилку. Медная часть трубы пробита. В целях безопасности капилляры выведены в окно. После этого клапан открывается, устраняя избыточное давление. Система охлаждения обрабатывается азотом для удаления остаточной влаги. Это делается следующим образом:

  • контур чистится 10-15 минут;
  • закрыть вентиль в месте установки захвата иглы;
  • отрезать фильтр-осушитель обработанного капилляра;
  • продувка производится снова.

Необходимо помнить, что при замене фильтра капиллярную систему нельзя оставлять открытой более чем на полчаса. Новая сушилка устанавливается после завершения продувки.

Закачка фреона

заправка холодильника фреоном своими руками осуществляется следующим образом:

  1. Синий шланг подсоединен к патрубку компрессора. Желтая гибкая трубка подключена к газовому баллону.
  2. Трубопровод оборудован клапаном Шредера. Это необходимо для измерения выходного давления. Красная труба подключена к клапану.
  3. Синий клапан манометра открывается. То же самое относится и к бачку с охлаждающей жидкостью. После достижения давления 0,4-0,5 атмосферы одновременно закрываются 2 клапана.
  4. Запустите компрессор прибл. 30-40 секунд. После этого двигатель снова выключается.
  5. Отсоедините желтую трубку от бачка с охлаждающей жидкостью. Установить вакуумную насосную станцию. Синий вентиль закрыт, компрессор запускается на 7-10 минут.
  6. Желтый шланг отсоединяется от компрессора и подключается к цилиндру, на котором открывается клапан. Необходимо предпринять действия, чтобы газ удалил весь оставшийся в трубе воздух. После этого клапан закрывается. Синий клапан открывается на цилиндре и закачивает нужное количество фреона.
  7. Отключить насосный агрегат, проверить давление в контуре. При получении нормального показателя трубы герметизируются и перегибаются, все шланги отсоединяются.

В дополнение к замене хладагента может применяться дозаправка. Закачать фреон можно самостоятельно, без демонтажа системы, при наличии незначительных повреждений. В этом случае выгоднее изредка доливать охлаждающую жидкость, чем проводить дорогостоящий ремонт.

Проблемы, которые могут возникнуть при самостоятельной заправке

изучение теоретической части процесса и выполнение всего точно по пунктам не гарантирует отсутствия проблем в топливном процессе. Поэтому стоит заранее знать о возможных сложностях и типичных ошибках:

  • Влага в контуре после сушки. Можно остаться, если вы сэкономите время или слишком спешите. Это приводит к выходу из строя компрессора, засорению капилляров. Поэтому рекомендуется тщательно просушить систему, потратив на это чуть больше времени. Единственный способ исправить ошибку — перезагрузить ее.
  • Слишком много хладагента заправлено. Количество фреона, необходимое для заправки бытовых холодильников определенной марки, указывается в технической документации. Избыток газа перегружает компрессор, создавая избыточное давление в системе. Это приводит к поломке и необходимости замены элементов.

Трудно заполнить холодильник.
Прежде чем приступить к заправке, ознакомьтесь с возможными трудностями, которые могут возникнуть в процессе работы.

Закачать фреон своими руками сложно. Необходимо учитывать все нюансы и особенности процедуры и модели устройства. Невыполнение этого требования может привести к более дорогому ремонту или замене оборудования.

Заправка системы охлаждения фреоном

Ремонт холодильника лучше доверить мастеру из сервисного центра. Но при наличии минимальных ремонтных навыков и набора необходимого оборудования справиться с задачей можно самостоятельно. Перед началом работы необходимо ознакомиться с принципом работы холодильной установки, расположением узлов и сервисного оборудования, а также обратить внимание на:

  • функции по ремонту и эксплуатации сосудов под давлением;
  • назначение хладагента;
  • способ использования оборудования для заправки;
  • правила безопасности при работе с фреоном.

Примечание!

Перед проведением ремонта следует учитывать, что неумелые действия могут привести к еще более серьезным поломкам

Оборудование и материалы

Дозаправка или полная заправка контура охлаждения хладагентом осуществляется с помощью специального инструмента. Для ремонта вам понадобится:

  1. Фреон. Его тип и количество указаны на информационной табличке, прикрепленной к корпусу холодильной установки или компрессора. Вам следует купить маленькую бутылочку желаемого вещества или взять напрокат большую ванну в сервисном центре. Обращайтесь с ним осторожно при транспортировке и работе: контейнер находится под высоким давлением.
  2. Станция вакуумного нагнетания. Комплекс насосного оборудования, предназначенный для опрессовки системы и полного удаления газов из контура охлаждения. Не желательно покупать диск для разового использования, его также можно сдать в сервисный центр на время работы.
  3. Электронный баланс. Необходим для точной дозировки хладагента.
  4. Сварочная станция или газовая горелка, а также флюс и припой для герметизации системы после ремонта или заправки. Материалы для пайки выбирают в зависимости от металла, из которого изготовлены детали контура.
  5. Детектор утечки. Если система повреждена и это привело к испарению фреона, прибор нужен для поиска места сброса давления.
  6. Фильтр-осушитель. Компонент контура охлаждения, который необходимо менять при заправке фреоном.
  7. Клапан Шредера. Необходим для поддержания вакуума или давления в системе.
  8. Бак азота. Газ необходим для очистки и сушки компонентов.

Стоимость заправки кондиционера фреоном

Цена заправки кондиционера не зависит от используемого метода. Количество рассчитывается в зависимости от мощности агрегата.

Но сколько в среднем стоит заправка фреоном? Агрегат холодопроизводительностью 2,5 кВт потребует примерно 3500 рублей для полной заливки хладагента. За каждый последующий размер добавляется 500-700 рублей. Таким образом, цена заправки фреоном сплит-системы DAIKIN мощностью 10 кВт обойдется владельцу в 7000-8000 рублей.

Оцените статью
Блог о холодильниках