Замена реле в холодильнике: причины поломок, инструкция по замене

Проверка

Что такое реле и зачем оно нужно?

Замена реле в холодильнике
Реле стартера – это та часть холодильника, которая запускает двигатель с помощью тока и регулирует его дальнейшую работу. Следовательно, этот элемент активирует компрессор. По внешнему виду механизм напоминает небольшую коробку, закрепленную на корпусе компрессора.

Если температура в холодильнике становится слишком высокой, термостат отключается. Он подает питание на реле стартера, которое запускает двигатель, чтобы инициировать усиленный процесс охлаждения.

Даже малейшая поломка этого конструктивного элемента может серьезно сказаться на работе двигателя. Неисправности могут привести к короткому замыканию и перегреву двигателя. Это связано с важнейшей функцией механизма — защитой двигателя от перебоев в работе. Если устройство перегружено, реле просто отключит двигатель, чтобы предотвратить перегрев.

Запуск однофазного асинхронного электродвигателя

В основе двигателя компрессора, установленного в современном холодильнике, лежит однофазный асинхронный двигатель с пусковой обмоткой. Их основными компонентами являются вращающийся ротор и неподвижный статор.

Ротор представляет собой полый цилиндр из проводящего материала или содержащий закорачивающие провода.

статор состоит из двух обмоток: основной и пусковой. Они расположены под углом 90 градусов друг к другу или намотаны в противоположных направлениях — так называемые «двойные провода». Переменный ток проходит через основную обмотку, создавая магнитное поле с постоянно изменяющимся вектором.

Пробой пульсирующего магнитного поля
Пульсирующее поле можно разложить на два вращающихся поля с одинаковым периодом, но противоположными направлениями. Поэтому легче понять физическую природу процессов, воздействующих на ротор

Если ротор не неподвижен, то в соответствии с законами электромагнитной индукции двигатель будет генерировать или замедлять крутящий момент, потому что скольжение отличается по отношению к прямому и обратному магнитному потоку. Поэтому для поддержания движения достаточно переменного тока через рабочую обмотку.

Если бы ротор был неподвижен, с таким же скольжением относительно магнитного потока, результирующий электромагнитный момент был бы равен нулю. В этом случае необходимо создать пусковой момент. Для этого необходима пусковая обмотка.

Ток в обмотках должен быть сдвинут по фазе, поэтому в двигатель вводят фазосдвигающие элементы — регистры, дроссели или конденсаторы. После достижения ротором необходимой скорости подача питания на пусковую обмотку прекращается.

Поэтому для пуска однофазного асинхронного двигателя ток должен проходить через обе обмотки, и только через рабочую обмотку можно поддерживать вращение ротора. Для регулирования этого процесса в цепи перед компрессором холодильника установлено пусковое реле.

Реле, установленное на компрессоре
Реле находится рядом с компрессором и легко снимается. Когда двигатели сталкиваются с проблемами, они начинают с проверки этого узла

Принцип работы пускового реле

Несмотря на большое количество запатентованных изделий различных производителей, работа холодильников и принцип работы пусковых реле практически одинаковы. Как только вы поймете, как они работают, вы сможете самостоятельно обнаруживать и устранять проблемы.

Схема устройства и подключение к компрессору

Схема реле имеет два входа от источника питания и три выхода на компрессор. Один вход (условно — нулевой) пропускается напрямую.

Другой вход внутри устройства (условно — каскад) разделен на две части:

  • Первая передается непосредственно на рабочую обмотку;
  • Второй доходит до пусковой обмотки за счет разрыва контактов.

Если реле не имеет посадочного места, то при подключении компрессора порядок контактов не должен быть неправильным. Метод, используемый в Интернете для определения типа обмотки с помощью измерений сопротивления, часто неверен, потому что для некоторых двигателей сопротивление пусковой и рабочей обмоток одинаково.

Цепь пускового реле
В зависимости от производителя могут быть незначительные изменения в цепи реле стартера. На фото представлена ​​схема подключения устройства в холодильнике Орск

Поэтому ищите документацию или разбирайте компрессор холодильника, чтобы узнать, где находятся сквозные контакты.

Это также можно сделать, если рядом с выходом есть символьные идентификаторы:

  • «S» — начать обмотку;
  • «Р» — рабочая обмотка;
  • «С» — общий выход.

Реле по-разному крепятся на раме холодильника или на компрессоре. У них тоже есть свои токовые характеристики, поэтому при замене необходимо выбирать точно такое же устройство, а лучше ту же модель.

Замыкание контактов посредством индукционной катушки

Электромагнитные пусковые реле работают, замыкая контакты, чтобы позволить току течь через пусковую обмотку. Основным рабочим элементом устройства является электромагнитная катушка, включенная последовательно с основными обмотками двигателя.

При запуске компрессора ротор неподвижен, а в электромагните присутствует большой пусковой ток. В результате создается магнитное поле, которое перемещает железный сердечник (якорь), в котором размещены токопроводящие стержни, замыкая контакты пусковой обмотки. Ротор начинает ускоряться.

По мере увеличения числа оборотов ротора величина тока, проходящего через катушки, уменьшается и, как следствие, уменьшается напряжение возбуждения. Под действием компенсационной пружины или силы тяжести железный сердечник возвращается в исходное положение и контакты размыкаются.

Электромагнитное реле стартера
На крышке реле с индукционной катушкой имеется стрелка «вверх», указывающая правильное положение устройства в пространстве. Если разместить по-другому, контакты не разомкнутся под действием силы тяжести

Двигатель компрессора продолжает работать так, что ротор продолжает вращаться, а ток проходит через рабочую обмотку. В следующий раз реле сработает после остановки ротора.

Читайте также: Режим эко Холодильник Индезит

Регулирование подачи тока позистором

В реле, выпускаемых для современных холодильников, обычно используется варистор — тип термистора. Для устройства существует диапазон температур, ниже которого через него проходит ток с малым сопротивлением, а выше которого сопротивление резко возрастает и цепь размыкается.

В пусковых реле положительный резистор встроен в цепь, ведущую к пусковой обмотке. При комнатной температуре сопротивление этого элемента ничтожно мало, поэтому при запуске компрессора ток может протекать беспрепятственно.

Из-за наличия сопротивления сопротивление положительного электрода постепенно нагревается, и при достижении определенной температуры цепь размыкается. Он остывает только после прекращения подачи тока на компрессор и снова запускает скачок при повторном запуске двигателя.

Положительный полюс пускового реле холодильника
Позистор имеет форму невысокого цилиндра, поэтому профессиональные электрики часто называют его «плоским»

Реализация защиты токового типа

Асинхронные двигатели представляют собой сложные электрические устройства, которые могут выйти из строя. В случае короткого замыкания сработает автоматический выключатель, установленный в распределительном щите.

При выходе из строя вентилятора, охлаждающего обмотки и механические подвижные части, сработает встроенная в компрессор тепловая защита.

Тепловая защита компрессора с помощью положительных резисторов
Внутренняя тепловая защита двигателя основана на термисторе. Он реагирует на общие изменения температуры внутри устройства, которые могут иметь внутренние и внешние причины

Однако это может произойти, когда двигатель начинает потреблять более чем в 2-5 раз больше номинального тока в течение длительного периода времени (более 1 секунды). Чаще всего возникает непредвиденная нагрузка на вал из-за заклинившего двигателя.

Сила тока увеличивается, но не достигает значения КЗ, поэтому выбранный на нагрузку автомат работать не будет. Также нет причин отключать тепловую защиту, так как температура не изменится за такой короткий промежуток времени.

Единственный способ быстро отреагировать на возникшую ситуацию и избежать оплавления рабочей обмотки – защита от тока срабатывания, которую можно установить в разных местах:

  • Внутри компрессора
  • В отдельном реле токовой защиты;
  • Внутри реле стартера.

Устройство, совмещающее функции включения пусковой обмотки и защиты двигателя по току, называется пусковым реле. Большинство компрессоров холодильников оснащены этим механизмом.

Действие текущей защиты основано на трех принципах:

  • По мере увеличения силы тока сопротивление уменьшается и увеличивается нагрев проводящего материала;
  • Под воздействием температуры металл расширяется;
  • Разные металлы имеют разные коэффициенты теплового расширения.

Поэтому применяют биметаллические пластины, которые свариваются из металлических листов с разными коэффициентами расширения. Такие пластины гнутся при нагревании. Один конец фиксируется, а другой отгибается, размыкая контакты.

Механизм релейной защиты
Для нагревания биметаллического прерывателя обычно рядом с местом прохождения тока размещают спираль. Хотя иногда реализуют и «прямой» вариант в виде токопроводящих пластин

Плата предназначена для получения температурного отклика при пропускании через нее тока определенной величины. Поэтому при замене реле защиты стартера необходимо проверить его совместимость с установленной моделью компрессора.

Выявление возможных неисправностей

Благодаря малому количеству компонентов реле можно последовательно проверять их работоспособность. Для этого вам понадобится плоская отвертка и мультиметр.

Причины поломок

Контакты реле в холодильнике
Реле не очень сложное устройство, поэтому, если оно выйдет из строя, вероятно, не так много триггера. Наиболее частые причины выхода из строя:

  • Перегорает нагревательный змеевик;
  • Пружинная пластина теряет эластичность;
  • Железный сердечник и подвижные контакты не могут замкнуть цепь или залипнуть.

Способы диагностики неисправности

Замена реле в холодильнике
Диагностировать неисправность реле очень просто, так как она влияет на работу всего холодильного оборудования подписать:

  • Мотор холодильника не запускается;
  • Двигатель запускается, но работает недолго (менее 10 минут), затем глохнет;
  • Двигатель запускается с трудом, но не работает нормально.

важный! Иногда двигатель будет продолжать работать в том же режиме, не выключаясь.

Неисправность реле можно обнаружить, разомкнув контакты и подключив их напрямую к двигателю. Более трудоемким процессом является полная замена компонентов.

Диагностика может быть затруднена. Это связано с тем, что симптомы неисправности реле очень похожи на симптомы утечки охлаждающей жидкости.

Инструкция по замене

Замена пускового реле в холодильнике
Если в процессе диагностики выяснится, что прерывание работы холодильника связано именно с выходом из строя реле, деталь подлежит замене. Можно обратиться за помощью к профессионалу, но произвести замену смогут даже новички. Достаточно следовать всем советам специалистов и выполнять все действия очень аккуратно.

программа:

  1. Откройте специальную крышку или получите доступ в моторный отсек другим удобным способом.
  2. Найдите реле и снимите с него защитный клапан.
  3. Осторожно отсоедините детали от контактов двигателя.
  4. Внимательно проверьте поле запуска. Важно, чтобы он не был механически поврежден.
  5. С помощью мультиметра проверьте сопротивление и тепловую защиту термистора.
  6. При обнаружении подгоревших деталей стоит проверить сопротивление обмоток компрессора.
  7. При приемлемом сопротивлении установите рабочий механизм.

реле
После всех операций важно проверить работу холодильника. Нужно подключить его к сети и послушать моторы в действии. Если все работает, деталь была заменена правильно, а все, что выходит из строя, связано с неисправностью. Если проблема не устранена, проблема связана с другими неисправными элементами. В этом случае лучше нанять для этого профессионального мастера.

Шаг 1 —Необходимые инструменты

Ремонт холодильника можно сделать в сервисном центре, но можно и своими руками. Мы рекомендуем вам прочитать подробные инструкции, которые помогут вам заменить реле вашего холодильника.

Необходимые инструменты:

  • пусковое реле компрессора
  • Рабочие перчатки
  • набор ключей
  • Шлицевая отвертка

Вы можете купить необходимый инвентарь у нас.

Рекомендуем найти инструкцию к вашей модели холодильника, не лишним будет прочитать ее перед началом работы.

Холодильники с морозильной камерой, устанавливаемой сверху, необходимо разморозить перед заменой реле. Также необходимо отключить холодильник от источника питания, иначе вас может ударить током. Выверните винты и снимите заднюю стенку. Всегда надевайте перчатки перед началом работы, чтобы избежать царапин.

Как заменить реле в холодильнике? - фото 3
Как заменить реле в холодильнике? - фото 3
Как заменить реле в холодильнике? - фото 4
Как заменить реле в холодильнике? - фото 5

Шаг 2 —Отсоедините провода

Снимите реле компрессора. Снимите зажимы, прикрепленные к реле, снимите конденсатор и снимите реле. Отсоедините провода.

Как заменить реле в холодильнике? - фото 6
Как заменить реле в холодильнике? - фото 6
Как заменить реле в холодильнике? - фото 7
Как заменить реле в холодильнике? - фото 8
Как заменить реле в холодильнике? - фото 9
Как заменить реле в холодильнике? - фото 10

Шаг 3 —Возьмите в руки новое реле и установите конденсатор

Возьмите новое реле и установите конденсатор. Переместите конденсатор со старого реле стартера на новое реле стартера. Подключите новое пусковое реле конденсатора к клеммам компрессора. Подсоедините провода к новому реле стартера. Установите на место держатель провода, чтобы закрепить пусковое реле на компрессоре. Снимите конденсатор со старого реле стартера. Установите конденсатор на новое реле стартера. Вставьте новое реле стартера. Подсоедините провода.

Как заменить реле в холодильнике? - Фото 11
Как заменить реле в холодильнике? - Фото 11

Шаг 4 —Проверьте работу холодильника

Все, что вам нужно сделать, это поставить заднюю крышку на место и проверить работу холодильника. Если все в порядке, установите холодильник на прежнее место.

Шаг 5 —Готово

На этом замена завершена.

Если компрессор не запускается, следует рассмотреть другие неисправности. Скорее всего это проблема с двигателем. В этом случае вам следует купить новый двигатель в нашем интернет-магазине.

№3 — некорректная работа позистора

Чтобы убедиться в исправности компенсатора давления, необходимо проверить его как в холодном, так и в горячем состоянии.

сначала нужно дождаться остывания позистора (достаточно 2-3 минут в простое), а затем прозвонить его мультиметром. Если ток отсутствует или зафиксировано высокое сопротивление, плюсовая клемма неисправна и подлежит замене.

Используйте мультиметр при проверке исправности термистора
Если блок работает нормально, мультиметр должен показывать небольшое сопротивление при проверке на морозе

Для проверки отключающей способности необходимо подключить к плюсовому резистору энергоемкий прибор, например, лампу накаливания на сто ватт. Для этого вам понадобится электрическая вилка с двумя контактами, которые подключаются к входу устройства. Провода от фонарей идут к разъемам, которые идут на ноль и пусковые обмотки.

Когда вилка вставляется в розетку, загорается свет. Так как величина проходящего тока в эксперименте значительно меньше, чем при запуске компрессора, положительный полюс будет греться долго — для стоваттной лампы время срабатывания 20-40 секунд.

если через некоторое время индикатор гаснет, значит, устройство работает нормально. Если потребитель не выключен, значит позитор не работает. В домашних условиях его ремонт невозможен, он дешевый, поэтому нужно покупать элемент с такими же параметрами.

№4 — проблемы с контактной планкой

Существует два типа проблем с контактной полосой:

  • Ток не течет, когда контакты замкнуты;
  • Бар не выдерживает.

Первая проблема может быть связана с окислением контактов. В этом случае необходимо зачистить их наждачной бумагой. Кроме того, причина может заключаться в том, что положение штока искривлено, и его нужно установить горизонтально.

положение контакта на стержне
Для очистки контактов и удаления следов грязи или окисления можно использовать мелкую наждачную бумагу на игле или тонкое гибкое шило

Более сложной проблемой является соединение штока и штифта, на которое воздействует магнитное поле соленоида. Решения проблем здесь варьируются от человека к человеку, в зависимости от типа отказа.

Залипание стержня означает, что он не движется вместе с сердечником. Для этого вам нужно очистить контакты, чтобы удалить клей и сгладить их.

№5 — нештатное срабатывание токовой защиты

Если в период прозвона отсутствует контакт между вводом и обеими обмотками, вероятно, в защищаемой зоне произошел обрыв.

В большинстве случаев это либо трата контактов на размыкание биметалла, либо повреждение зоны нагревательного змеевика.

Основные компоненты реле
Биметаллическую пластину и ее нагревательные змеевики нельзя сгибать, сдвигать или переносить каким-либо иным образом, что может привести к изменению режима работы конфигурации

Если поломку нельзя устранить другими способами, придется приобрести новое реле.

Итак, подведем итоги

Чтобы заменить реле в холодильнике, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Отключите холодильник от сети и разморозьте.
  2. Снимите заднюю стенку, снимите зажимы проводов и вытащите конденсатор.
  3. Снимите старое реле и отсоедините провода.
  4. Ставим конденсатор на новое реле.
  5. Подключите реле к компрессору и соберите холодильник в обратном порядке.
Оцените статью
Блог о холодильниках