- Устройство компрессора холодильника
- Где находится компрессор
- Проверка компрессора на работоспособность
- Описание устройства пускового реле
- Местоположение реле
- Проверка реле питания в холодильнике на исправность
- Зачем необходимо запускать холодильник без реле питания
- Подключение реле холодильника
- Второй способ, как расклинить компрессор холодильника
- Третий способ, как снять клин компрессора холодильника
- Реле холодильника: особенности устройства
- Признаки поломок компрессора
- Заклинивание
- Причины поломки компрессора
- Компрессор в холодильнике: особенности устройства
- Диагностика поломок компрессора
- Глушитель компрессора холодильника
- Схема запуска двигателя холодильника без пускового реле
- Когда обязательно вызывать мастера
- Как можно запустить без реле и для чего это нужно. Инструкция
- Как подключить и запустить
- Руководство как подключить холодильник и отдельные его части
Устройство компрессора холодильника
Основное физическое правило действует и в повседневной жизни: теплота передается от тела с более высокой температурой к менее нагретому телу. Чтобы произошел обратный процесс и в бытовом приборе образовался холод, необходимо подвести внешнюю энергию в виде механической работы.
Так работают холодильные установки. Электричество приводит в действие специальное устройство, которое сжимает и сжимает газообразный хладагент, превращая его в жидкое состояние. Одной из таких деталей является компрессор, который часто называют «сердцем холодильника». Ведь если он перестанет нормально работать, процесс генерации холода невозможен. Кроме компрессионных известны и другие виды установок (абсорбционные, термоэлектрические), но их нельзя встретить в бытовых решениях для дома.
По конструкции компрессоры чаще всего представляют собой электродвигатель, приводящий в движение одноцилиндровый поршневой насос с клапанным механизмом. Реже встречаются установки линейного типа, где нет вращающихся частей, а поршень насоса вибрирует от возвратно-поступательных движений сердечника электромагнитной катушки. Однако эти устройства не так распространены, на старых моделях холодильников они практически отсутствуют.
Еще одним типом привода является система с частотным регулированием частоты вращения двигателя, которую иначе называют инверторной. Конструктивно это те же электродвигатели с обмотками, но схема подачи питания на них значительно сложнее обычной. Современные электронные платы управления преобразуют переменное напряжение бытовой сети 50 герц в постоянный ток, который затем снова преобразуется в периодическую форму, но уже с переменными параметрами.
Инверторные компрессоры считаются наиболее передовым типом техники, обладающим рядом заметных преимуществ по сравнению с предыдущими моделями. Их производят сегодня ведущие компании отрасли:
- ЛГ;
- Либхерр;
- Бош»;
- «Индезит».
Однако недостатком является их чрезмерная сложность, не позволяющая провести диагностику и ремонт системы в домашних условиях своими руками.
При поломке холодильника с инверторным компрессором не пытайтесь починить его самостоятельно, обратитесь к квалифицированным специалистам по обслуживанию. Если установка обычного типа с постоянным током от 220В, есть шанс запустить заклинивший компрессор холодильника, не прибегая к посторонней помощи. Традиционно для любительского ремонта больше подходят отечественные марки техники («Атлант», «Свияга»).
Где находится компрессор
Двигатель компрессора вместе с поршневым насосом, клапанным механизмом и ресиверами фреона обычно устанавливается на демпфирующих пружинах внутри герметично сваренного металлического корпуса. Эта часть обычно окрашивается в черный цвет для лучшего отвода тепла и выглядит как округлый бак с выходящими из него трубками. Он расположен в задней стенке холодильника на металлическом каркасе рядом с конденсатором (змеевиком из трубки, отводящим лишнее тепло).
Давление внутри герметичного корпуса компрессора при нормальной работе составляет 10 атмосфер. Питание к двигателю подается через контакты на внешней стенке бака.
Проверка компрессора на работоспособность
Результатом нормальной работы компрессора является создание необходимого давления хладагента в системе трубопроводов. У разных моделей этот показатель различается, но в принципе предполагается, что при давлении на выходе менее 4 атмосфер устройство непригодно к эксплуатации.
Непосредственно убедиться в работоспособности двигателя можно, измерив давление, просто перекусив патрубки фреона. После этого хладагент испарится наружу, и ремонт в домашних условиях будет невозможен. Для перепайки магистрали и закачки фреона в систему нужно пригласить мастера с оборудованием. Хотя некоторые владельцы старых холодильников делают из компрессионных камер воздушные насосы для хозяйственных нужд – работающие с краскопультом или крыльчаткой. В этих случаях устройство проверяют прямым измерением давления.
Если целью ремонта является попытка восстановления нормальной работы холодильника, состояние компрессора необходимо оценивать по косвенным признакам (шум, вибрации). По словам мастеров, чаще всего встречаются две поломки:
- выход из строя электрооборудования, в том числе выход из строя пускового реле;
- засор механической части компрессора (ротора мотора или поршня в цилиндре насоса).
Система проверяется отдельно по каждой из этих проблем, чтобы понять, какая часть нуждается в ремонте или замене. Для этого нужно запустить компрессор холодильника напрямую без реле.
Описание устройства пускового реле
Без реле старый холодильник запускается, когда есть сомнения в работе автоматики. Пусковое реле обычно совмещает в одном блоке две важные функции: обеспечение запуска электродвигателя компрессора и его безопасность при перегрузке.
Двигатель имеет две обмотки статора: рабочую и пусковую. На рабочий постоянно подается питание, а стартер запитывается коротким импульсом в момент, когда надо включить двигатель. Сигнал запуска поступает от цепи регулятора температуры морозильной камеры. Запустить компрессор из холодильника можно без пускового реле, просто вмешавшись в график работы.
Местоположение реле
Чаще всего деталь находится в закрытой коробке, прикрепленной непосредственно к герметичному корпусу бака компрессора возле контактов. Для доступа к нему на некоторых моделях необходимо демонтировать лоток, собирающий талую воду из морозильной камеры.
Проверка реле питания в холодильнике на исправность
Для проверки работы реле необходим электроизмерительный прибор. При включении в сеть к выводу рабочей обмотки электродвигателя подключается ток силой 0,7-1,2 А, и слышен характерный щелчок на контакте пусковой цепи. Если двигатель заклинил и не вращается, ток через рабочую обмотку возрастает до 4-5 А. Через несколько секунд защитная схема реле перегревается и прерывает ток. Этот цикл повторяется много раз.
Читайте также: Компрессор холодильника горячий, сильно греется – 14 причин почему
Зачем необходимо запускать холодильник без реле питания
попытка запуска двигателя от холодильника без реле необходима, чтобы понять, нет ли «клина» в механической части установки. Если двигатель начинает работать при его подключении по временной схеме, причина неисправности в электрической части. Тогда шансы починить устройство быстро и самостоятельно заметно возрастают.
Запустить компрессор холодильника без реле можно только при обязательном выполнении всех мер безопасности! Безграмотные с электричеством к сожалению заканчиваются.
Подключение реле холодильника
Чертеж электрических цепей реле двигателя показан на рисунке:
Если в незнакомом холодильнике вместо простой коробки с несколькими проводами вы встретите электронную плату с микросхемами и множеством мелких деталей, то этот компрессор инверторного типа. Без специального инструмента и необходимых знаний нет смысла экспериментировать с запуском.
Второй способ, как расклинить компрессор холодильника
Осторожный! Напряжение электрической сети 220 вольт. Это опасно для вашей жизни. Все операции по подключению должны выполняться при выключенном питании.
Операция выполняется при заклинивании мотор-компрессора, который заклинило из-за низкого напряжения в питающей сети. Если компрессор двигателя неисправен, эта мера не будет эффективной.
Двигатель подключен к сети через два диода. Можно использовать любой диод, рассчитанный на напряжение не менее 400 вольт и ток не менее 10 ампер. Подходят следующие диоды: Д-232А, Д-233, Д-246, Д-247, КД-203А, КД-206А.
Диоды подключаются к обмоткам двигателя следующим образом:
Один провод линии питания подключается к общему выводу обмоток мотор-компрессора. На компрессорах марок СК и КВ (двигатели производства Минск-Атлант и Красноярский завод холодильников) обычное производство ставится выше остальных.
Дополнительный провод подключается к шнуру питания. Затем к проводам подключаются диоды, и весь блок подключается к мотор-компрессору, как показано на схеме ниже
Третий способ, как снять клин компрессора холодильника
Для запуска заглохших двигателей нам понадобится стандартный двухжильный провод, способный проводить 220 вольт, с бытовой вилкой на одном конце и двумя штырями на другом.
Один контакт необходимо вставить в общую точку, другой — в точку рабочей обмотки. Нужен прибор, способный замыкать контакты, чаще всего используется обычная отвертка (вместо пускового реле подойдет отвертка). С помощью отвертки соединяем контакты рабочей и пусковой обмоток, после чего конструкцию необходимо воткнуть в розетку. После этого устройство начинает работать. Если в таких случаях он не запускается, то либо двигатель, либо кабель 220 В неисправен.
Бывает, что сгорели обмотки, или просто оказалось, что заклинил компрессор. А дальше ситуация несколько иная.
Очень часто к мастерам и сервисам привозят такие холодильники, которые включаются всего на 5-10 секунд (иногда работает до 30 секунд — минут). В таких случаях процедура диагностики следующая: двигатель подключен напрямую. Обязательно проверьте состояние проводов, проверьте на нагрев. В случае чрезмерного нагрева цепь следует немедленно разомкнуть.
Устройство подключается напрямую, далее следует внимательно наблюдать за тем, как морозит холодильник (и в морозилке, и в холодильнике). Из этого можно сделать вывод – необходима простая замена двигателя, либо нужно делать что-то еще. Чаще всего компрессоры не сгорают просто так, они сгорают из-за чего-то: из-за перенапряжения (самый положительный результат, ведь нужно только заменить двигатель и заправиться), из-за забитого капилляра (не только замена необходимо, но и чистить; это легко диагностировать — засорение «капилляра» происходит при перегреве конденсатора).
Если холодильник хорошо заморозил, нужно только заменить моторчик; если в течение часа холод нигде не появился (или морозилка, например, замерзла, а холода в холодильнике нет), то вопрос либо в протечке, либо в забитой капиллярной системе. Моторы могут сгореть и от неисправного термостата (термостат не отключает холодильник по времени, а агрегат работает очень долго). Это случается довольно часто. В любом случае, для полной диагностики желательно подключить мотор напрямую по инструкции, которую мы разместили выше.
Реле холодильника: особенности устройства
Реле запуска двигателя так и называется — пусковое реле компрессора, холодильника.
Пусковое реле
В таких случаях основной задачей этого узла является отключение двигателя от сети. Подключение этого компонента делается для того, чтобы не произошло перегрузки (перегорания): чтобы не загорелась обмотка холодильника, чтобы не перегорела розетка. Напряжение достаточно большое. Если оставить соединение напрямую, в рабочем состоянии, на длительное время, с большой вероятностью может загореться обмотка. Поэтому реле от холодильника лучше использовать именно с таким двигателем, ведь оно обычно рассчитано на потребляемую двигателем мощность.
Современные комплектующие не обеспечивают клиппирование, т.е защиту сети от сгоревшей обмотки.
Реле с отсутствующим переключателем
Здесь находится термопара (позистор), этот элемент отсекает пусковую обмотку при увеличении сопротивления. Однако в большинстве устройств нет специальной вольфрамовой пружины.
Реле: внутренний набор
Когда обмотка двигателя замкнута, эта вольфрамовая пружина должна нагреться и отключить систему от сети. Поэтому желательно не устанавливать фрезы, вообще не содержащие пружин. Однако их можно использовать на тех двигателях, где установлены отсечки.
Признаки поломок компрессора
Если говорить о признаках неисправности компрессора, то они будут следующими:
- сильный шум при работе и стук, дребезжание и сильные вибрации, а также при запуске;
- двигатель будет перегреваться, а также под самим агрегатом – появятся маслянистые лужи;
- громкий гул двигателя при работе компрессора.
Эти сигналы должны насторожить владельца холодильника, после чего само устройство необходимо немедленно отключить от электропитания, а затем вызвать мастера. Такое решение будет правильным, вместо того, чтобы пытаться устранить поломку самостоятельно, без определенных знаний и оборудования, деталей.
Заклинивание
«Заклинивший» мотор холодильника относительно быстро выходит из строя. Среди наиболее ярко выраженных признаков — интенсивное гудение компонента, которое после щелчка сменяется полной тишиной. Механизм отключается из-за перегрева, а точнее из-за срабатывания автоматической термозащиты компрессора. Многие специалисты рекомендуют заменить бесполезный элемент, но есть и другое возможное решение – клин. Осуществляется с помощью специального устройства, состоящего из 2-х диодов. «Сплит» активируется на 5 секунд, затем манипуляция повторяется с интервалом в полминуты. В электродвигателе возникает крутящий момент, который провоцирует колебания ротора. Из-за этого и происходит чихание двигателя. Этот метод достаточно эффективен и часто исключает необходимость замены компонента холодильника.
Причины поломки компрессора
Если говорить о причинах, по которым может тикать компрессор холодильника, то наши мастера могут говорить о следующем.
- Обрыв обмотки. Обрыв может быть как на рабочей цепи, так и на механизме расцепления, или на обоих сразу — двигатель не заведется, а на электрощите будут выбиты штекеры.
- Короткое замыкание между витками рабочего типа обмотки двигателя. Компрессор начнет работать при замыкании витков в обмотке, сопротивление самой обмотки уменьшится через пусковое реле. Реле поработает минуту, издаст характерные щелчки и потом выключится. Затем реле попытается перезапуститься.
- Мотор подклинивает в холодильнике — при включении аппарат гудит и сильно шумит, но правда вращения электродвигателя не наблюдается, компрессор не обеспечивает правильный уровень давления. А сопротивление в паре обмоток равно ее номинальному значению.
- поврежденные/деформированные клапаны компрессора часто могут спровоцировать заклинивание компрессора.
Компрессор в холодильнике: особенности устройства
Начать следует с проверки, правильный алгоритм проверки мотора – важная часть работы с моторами холодильника. Самый безопасный способ — проверить двигатель с исправным реле. Если таковых нет, можно проверить, измерив сопротивление обмоток.
Для этого нужно поставить мультиметр в положение 2 кОм и проверить.
На примере этого мотора, который мы использовали, 42 Ом оказывается сопротивлением; 11,7 — второе сопротивление. Таким образом, можно сделать вывод, что двигатель должен нормально функционировать. После этого следует найти таблицу сопротивлений и с ее помощью окончательно определить, годен ли к использованию основной компонент.
Не следует забывать, что важно найти общую точку (в нашем случае она соответствовала 53,3 Ом).
Диагностика поломок компрессора
Пользователь сам может диагностировать поломки и подклинивание компрессора и все по второстепенным признакам в работе холодильника.
Компрессор работает неправильно или вообще не включается, когда слышны щелчки пускового реле, инициирующие запуск.
Компрессор может работать, но правда в том, что выработка холода не продолжается — это ключ к отсутствию или нехватке хладагента в системе. Либо это может свидетельствовать о полном износе компрессорной системы, которая не создает в агрегате правильного уровня давления. При этом устройство работает без остановки.
Холодильник может как недостаточно, так и чрезмерно охлаждать камеры – это свидетельствует о неисправности клапана, а также датчика температуры, реже реле, отвечающего за его запуск. В отношении некоторых моделей холодильников сама неисправность может находиться в электронном блоке управления.
Намерзание снега и льда на стенках – это вполне возможно при нарушении цикла холодильника, либо при высоком давлении фреона в системе. Это приведет к тому, что компрессор не будет работать.
Глушитель компрессора холодильника
Для снижения шума и вибраций на агрегате со стороны выхода установлен глушитель. Глушитель гасит пульсацию паров горячего хладагента в поршневом компрессоре. Глушитель (164) состоит из корпуса, содержащего перфорированную трубку с перегородками. Внутренний объем корпуса глушителя зависит от рабочего объема цилиндров компрессора. Частота и плотность звуковых волн также влияют на конструкцию глушителя.
В каждом поршневом компрессоре происходит пульсация горячего пара. Пульсация пара может быть достаточно громкой, чтобы создавать шум, вредный для человека, но не влияющий отрицательно на установку, и вибрации, способные разорвать трубу хладагента. Шум и вибрация часто возникают одновременно.
Глушитель устанавливается на нагнетательном патрубке как можно ближе к компрессору. В герметичных агрегатах глушитель часто монтируется в корпусе компрессора.
За счет того, что глушитель заключен в корпус, образуется естественная ловушка. Глушитель легко всасывает масло и даже охлаждающую жидкость. Если используется внешний глушитель, он устанавливается на наклонную или горизонтальную трубу (165).
При установке глушителя помните, что неправильный выбор глушителя иногда приводит к увеличению, а не снижению уровня вибрации.
Схема запуска двигателя холодильника без пускового реле
Чтобы попробовать запустить компрессор от холодильника без реле, соберите простую схему из шнура питания 220 В, установив контактные клеммы или зажимы типа «крокодил». Определите, какие из выводов на корпусе бака относятся к рабочей обмотке, а какие к пусковой. Делается это путем измерения сопротивления между общим контактом и каждым из двух оставшихся — показания в рабочей цепи должны быть ниже, чем в пусковой (у разных моделей 10-15 и 25-30 Ом соответственно).
Подключить источник питания 220 В к общему выходному контакту и рабочей обмотке. После этого подходящим инструментом (отверткой с изолированной ручкой) ненадолго замкните пусковую обмотку с рабочей (внимательный электрик воспользуется кнопкой без блокировки). Так что исправный моторчик от холодильника заведется без реле.
Если нет звука работающего компрессора, мотор заклинил. Это часто происходит на старых машинах из-за общего износа, отсутствия масла в картере или поврежденных клапанных тарелок поршневого насоса.
Некоторые мастера пытаются расклинить электродвигатель, составив схему из двух мощных диодов, подключенных к обмоткам, направленным в противоположные стороны. Если причина «клина» в подшипниках ротора, а не в поршне, то иногда срабатывает. После щекотки снова заводят холодильник без пускового реле, чтобы окончательно понять, в чем была поломка. Но если «клин» произошел из-за отсутствия масла в компрессоре, профессиональной помощи уже недостаточно, ведь причина не устранена.
Когда обязательно вызывать мастера
Все неисправности холодильного оборудования делятся на две части:
- Охлаждение внутренней камеры при нормальном пуске двигателя отсутствует. Чаще всего поломка происходит в основных узлах оборудования.
- Устройство не включается или включается на короткое время, а затем выключается. Здесь проблемы связаны с неисправностями в электрической цепи бытового прибора.
В первом случае ремонтом должны заниматься только высококвалифицированные мастера, так как диагностику и ремонт можно провести только с помощью специального оборудования и многолетнего мастерства.
Но если в устройстве вышел из строя электрический механизм, решить проблему можно самостоятельно – проведя диагностику, выявление причин поломки и замену вышедшей из строя запчасти.
В заключение хотелось бы отметить, что каждое устройство, даже от производителя с мировым именем, в какой-то момент может перестать работать. Чтобы отремонтировать холодильник, нужно выяснить, что не так, купить нужную деталь и заполнить свободное время. Если у вас нет большого опыта в ремонте бытовой техники, лучше обратиться к мастерам своего дела, которые быстро и качественно решат все проблемы.
Как можно запустить без реле и для чего это нужно. Инструкция
Для запуска заглохших двигателей нам понадобится стандартный двухжильный провод, способный проводить 220 вольт, с бытовой вилкой на одном конце и двумя штырями на другом.
Один контакт необходимо вставить в общую точку, другой — в точку рабочей обмотки. Нужен прибор, способный замыкать контакты, чаще всего используется обычная отвертка (вместо пускового реле подойдет отвертка). С помощью отвертки соединяем контакты рабочей и пусковой обмоток, после чего конструкцию необходимо воткнуть в розетку. После этого устройство начинает работать. Если в таких случаях он не запускается, то либо двигатель, либо кабель 220 В неисправен.
Бывает, что сгорели обмотки, или просто оказалось, что заклинил компрессор. А дальше ситуация несколько иная.
Очень часто к мастерам и сервисам привозят такие холодильники, которые включаются всего на 5-10 секунд (иногда работает до 30 секунд — минут). В таких случаях процедура диагностики следующая: двигатель подключен напрямую. Обязательно проверьте состояние проводов, проверьте на нагрев. В случае чрезмерного нагрева цепь следует немедленно разомкнуть.
Устройство подключается напрямую, далее следует внимательно наблюдать за тем, как морозит холодильник (и в морозилке, и в холодильнике). Из этого можно сделать вывод – необходима простая замена двигателя, либо нужно делать что-то еще. Чаще всего компрессоры не сгорают просто так, они сгорают из-за чего-то: из-за перенапряжения (самый положительный результат, ведь нужно только заменить двигатель и заправиться), из-за забитого капилляра (не только замена необходимо, но и чистить; это легко диагностировать — засорение «капилляра» происходит при перегреве конденсатора).
Как подключить и запустить
Допускается запуск компрессора холодильника без пускового реле подачей напряжения на пусковую и рабочую обмотки. Для коммутации используется медный кабель; на конце проводов установлены соединительные клеммы, что обеспечивает надежный контакт. Выводы присоединены к общей точке и выводу рабочей обмотки. Для улучшения доступа к контактным площадкам допускается временно демонтировать пластиковый поддон для сбора конденсата и талой воды, расположенный сверху компрессора.
Компрессор холодильника подключается путем временного подключения пусковой цепи (например, отвертки с изолированной ручкой). Для повышения безопасности работы в разомкнутой цепи установлена специальная кнопка, которая при нажатии приводит в действие обмотку. При неудачном запуске происходит заклинивание подшипников ротора электродвигателя или конструктивных элементов кривошипно-шатунного механизма. При заедании деталей двигатель издает характерный гул.
После запуска двигателя владелец техники пускает холодильник поработать, периодически оценивает состояние морозильной камеры и проверяет температуру теплообменника, расположенного на задней стенке корпуса. Если на поверхности камеры появился слой льда, а радиатор нагревается, следует проверить реле стартера и термостат. При отсутствии нагрева теплообменника и наледи необходимо проверить наличие хладагента в линиях.
Кроме того, рекомендуется проверить состояние поршневой группы. Для проверки необходимо подключить манометр к выходной магистрали; для переключения используется специальная ссылка. После включения двигателя вышеописанным способом стрелка на приборе должна достигать 6 атмосфер и выше, низкое давление свидетельствует об износе поршня или зеркала цилиндра, падении уровня фреона в блоке охлаждения.
Руководство как подключить холодильник и отдельные его части
Холодильник, как и вся бытовая техника, со временем может сломаться или просто морально устареть. Как показывает практика, второй вариант характерен для агрегатов, находящихся в эксплуатации двадцать и более лет. Но не стоит расстраиваться. Это возможность приобрести новое современное оборудование. Отличается функциональными возможностями в лучшую сторону. Поэтому такая замена подойдет только вам.
Прежде чем выбросить пришедший в негодность холодильник, оцените работоспособность отдельных частей. Даже если произошла утечка фреона и ремонт невозможен, некоторые агрегаты все равно представляют ценность. Например, компрессор. Как показывает практика, его можно использовать не только в холодильнике, но и для решения многих других задач: накачки воздуха в колеса, изготовления самодельного аппарата для покраски.