Холодильники «ЗИЛ»: история бренда + модельный ряд

Проверка

История производства холодильников ЗиЛ

Отправной точкой для начала производства бытовых компрессорных холодильников, работающих на фреоне, является постановление от 07 сентября 1949 г., приказом которого на Московском заводе имени И. В. Сталина было создано конструкторское бюро.

Именно здесь разрабатывались и готовились чертежи для производства небольших 85-литровых саратовских агрегатов и более вместительных 165-литровых ЗиЛов.
Сборочный цех ЗИЛ
Впервые знаменитые рефрижераторы сошли с конвейера в апреле 1950 года, но поскольку их «родной» автозавод носил имя Сталина, логотип агрегатов формировался из аббревиатуры «ЗиС-Москва», а с 1956 года, когда предприятие было переименовано в «Завод имени Лихачева», продукция стала маркой ЗИЛ

Прототипом первого холодильника «ЗиС-Москва» стал образец довоенного производства в США. Кстати, одна из «передовых» частей была подарена Брежневу и была им высоко оценена.

Но в тяжелое послевоенное время у людей не было возможности покупать дорогостоящее оборудование — сначала у завода были серьезные проблемы со сбытом, но через пару пятилеток линейка продукции была распланирована на многие годы вперед.

На заводе имени Лихачева было собрано более 5 миллионов ЗИЛов, но после распада Союза на рынке появились иностранные производители.

Бытовая техника не могла конкурировать с ними из-за перебоев с финансированием новых разработок и неправильной маркетинговой политики.

Чтобы удержаться на плаву, руководство стало снижать качество продукции, «закрывая глаза» на различные дефекты, что сразу сказалось на покупательском спросе.
Промышленная зона завода ЗИЛ
Сегодня на территории бывшей многокилометровой промзоны предприятия, которая была реконструирована и превращена в автоцентр с автосалонами, осталось всего несколько корпусов

В 2016 году легендарный завод имени Лихачева отметил свое столетие, но о восстановлении производственных мощностей речи не идет — большая часть цехов была снесена для строительства нового жилого микрорайона.

В особенности это касается славных своей надёжностью холодильников ЗиС-ЗиЛ выпуска середины 1950-х — начала 1990-х, вся линейка которых была представлена в заводском музее.

В 1949 г вышло постановление правительства от 7 сентября 1949 г., предписывающее министерствам автомобильной и авиационной промышленности разработать компрессионные холодильники для бытовых нужд. На ЗиС было создано главное конструкторское бюро во главе с Сергеем Михайловичем Камышкирцевым, которое сразу приступило к поисковым работам. Развернулось творчество, в духе создания государственных машин — с анализом лучших зарубежных образцов и привлечением смежников из других отраслей. Получился холодильник DX-2 и компактная модель для Саратовского завода.

В 1952 году в рамках пятой пятилетки и 3 реконструкции завода ЗиСу было поручено перейти от разработки к производству и наладить серийное производство холодильников и велосипедов для дома. Это не волновало руководство, которое в первую очередь занималось производством грузовиков, но конструкторские и рабочие группы взялись за дело с энтузиазмом. Первые холодильники и велосипеды изготавливались полукустарно, по секциям в различных мастерских транспортер только проектировался.

Строительство отдельного здания для холодильников шло очень медленно, а старое было рассчитано всего на 25 единиц в сутки. Тем не менее, в 1952 году коллективу ЗиС удалось снизить себестоимость холодильников и увеличить производство на 17%. Универсальность действительно остро сказалась на главном сборочном конвейере и заставила компанию запросить хотя бы освобождение от велосипедов, несмотря на их отличную репутацию. Было ясно, что правительство, Госплан и Госснаб рассчитывали на ЗиС как на производителя холодильников не меньше, чем на грузовики и общественные лимузины. Популярные в стране велосипеды «Прогресс» сняты с транспортера ЗиЛ и переданы на ЖВЗ под Брянск

regnum_picture_1547986077568270_big.jpg

Миллионный велосипед и первая модель рефрижератора ЗиС-Москва.

Создание новой домашней холодильной мастерской стоимостью около 47 000 000 рублей затянулось более чем на 5 лет. В 1959 году мастерская была завершена. Технология, наконец, совершила квантовый скачок к прибыльности. В самодостаточном цехе внедрена холодная штамповка металлических листов (которую автомобильная промышленность так долго не могла освоить), глубокая механизация, конвейеры общей длиной 2500 погонных метров.

С запуском «завода на заводе» 30% производственной программы стало уходить на экспорт, 30% распределялось по столичным цехам и работникам, а остальное шло по стране, в первую очередь почетным гражданам. За счет такой квоты контроль качества холодильников на ЗиЛе (переименованном с 1956 г.) осуществлялся выше, чем того требует ГОСТ. Браком считались даже незначительные косметические дефекты. Показательно, что инструкции по эксплуатации всех поколений холодильников были в первую очередь ориентированы на обеспечение полностью бесперебойной работы и долговечности.

С 1969 года легендарные округлые формы ЗиС-Москва ДХ-2 и ЗиЛ-Москва ДХ-3М уступили место конструктивно-линейному дизайну ЗиЛ-62 КШ-240/26. Были исправлены конструктивные ошибки, снижена металлоемкость, а конструкция обновлена ​​до последних мировых тенденций, при этом соответствуя габаритам хрущевки. ЗИЛ-62 остался примечателен своим светящимся рубиновым логотипом.

regnum_picture_1547986233364122_big.jpg

ЗИЛ-62.

В 1976 году на смену ЗИЛ-62 КШ-240/26, который уже не мог конкурировать с моделями других советских производителей, пришел ЗИЛ-63 КШ-260/26, который стал по-настоящему экономичным и простым в эксплуатации. Именно она получила введенный в том же году канонический логотип марки ЗИЛ и эргономичную хромированную защитную дверную ручку.

Читайте также: Инструкции и руководства для Холодильники Zanussi

getUserImage.jpg

В то же время в конце 70-х уже была разработана трехкамерная модель ЗИЛ-65 мощностью 400 л против прежних 240. Художники-конструкторы ВНИИТЭ, специалисты Института жилищного строительства и американской компании, основанной человек, который ввел само понятие «промышленный дизайн» Раймонда Лоуи. Однако в производство модель приняли поздно и лишь небольшими партиями, а специально созданный для нее завод в Караганде пал жертвой распада Советского Союза.

regnum_picture_1547986258558282_big.jpg

ЗИЛ-65 с открытыми дверями.

До 1990-х годов, когда магазин холодильников стал отдельным бизнесом, продукция оставалась одной из лучших в стране. Однако после распада Советского Союза завод, предприняв попытку сократить расходы на строительство, перестал выполнять свои сервисные обязательства и, естественно, стал терять спрос и объемы производства. Как и головное автомобильное предприятие, ОАО «Московский завод бытовых холодильников» сначала стояло на месте, потом получило огромные материальные вливания и окончательно закрылось еще до автозавода.

Причины популярности ЗиЛов

Главный секрет долговечности советских холодильников — высокое качество всех деталей, от материалов корпуса до всех комплектующих.

Долгое время эти агрегаты относились к элитной технике, доступной далеко не всем: треть продукции шла на экспорт, столько же продавалось в Москве, остальное продавалось по заказам на высокие рейтинги из разных городов Союза.

Преимущества холодильников ЗИЛ»:

  • стильный (по тем временам) внешний вид;
  • качественная сборка;
  • толстостенный прочный корпус;
  • прочные, регулируемые по высоте, не впитывающие влагу и легко чистящиеся полки;
  • лояльность к перепадам напряжения в сети;
  • легкая разборка и высокая ремонтопригодность.

Каждое изделие прошло строгий контроль качества. Даже полностью исправный узел можно забраковать, если на свариваемом материале в корпусе были лишь незначительные царапины или незначительные неровности.

Но на других заводах, производящих холодильники, такие оттенки браком не считались.

К каждой детали предъявлялись высокие требования. Известны случаи, когда браковались целые вагоны заготовок, где обнаруживались пятна или отклонения в цвете поверхности.

Комплектующие, не прошедшие проверку, перебрасывались на другие, менее «придирчивые» заводы. Столь жесткая позиция стала главной причиной того, что марка ЗиЛ долгое время считалась производителем самых надежных холодильников в Союзе.

Конструкционные особенности различных моделей

На заводе имени Лихачева было изготовлено несколько линеек ЗиЛов, каждая из которых имела на тот момент свои неоспоримые преимущества.

Конечно, не обошлось без недостатков, но по сроку службы советские холодильники оставляют далеко позади современную технику, и многие из них до сих пор верой и правдой служат своим владельцам. Рассмотрим подробнее модельный ряд ЗиЛов.

первая птичка «ЗиС» ДХ-2

Флагман компании собирался на заводе с 1951 по 1960 год. Первая «ласточка» КБ завода. У Лихачева была небольшая морозильная камера объемом 8 литров, нержавеющий испаритель и надежный стальной конденсатор.

Коробка со скругленными углами и обтекаемой формой изготовлена ​​из сварной стали толщиной 8 мм и защищена от коррозии слоем силикатной эмали. Характерная «изюминка» модели — массивная ручка, которую можно использовать как замок.
Холодильник ЗиС ДХ-2
Объем первого холодильника DX-2 составлял 165 литров, но при этом он имел достаточно компактные размеры: высота составляла 133 см, а ширина 67 см

Но у «первого блина» завода были и внушительные минусы:

  1. В морозилке не поддерживалась нормированная температура (даже до заявленного показателя -6°С аппарат не вытягивал в теплый климат).
  2. При его изготовлении использовалось огромное количество металла.
  3. Сам агрегат был массивным, тяжелым и занимал много места на кухне.
  4. В то время объем в 165 литров считался неоправданно большим (потребительский спрос на 85-литровые модели был значительно выше).

Но со временем, когда люди оценили преимущества хранения продуктов в холодильнике, а не в хозяйственной сумке за окном, этот недостаток стал не только достоинством, но и послужил движущей силой для разработки более вместительных приборов.

Таких холодильников было немного — около 50 тысяч в год. И сегодня эта модель приравнивается к редкой технике.

Известен случай, когда в Казахстане удалось продать аппарат почти за 1 млн тенге, но это скорее счастливая случайность, чем достаточная цена за аппарат.

усовершенствованный «ЗиЛ-Москва» КХ-240

Вторая модель завода. Лихачева выпускался в 1960-1969 годах, и объемы производства значительно увеличились благодаря и без того высокому спросу и лучшей рекламе – положительным отзывам потребителей.

Холодильники этой линейки имели общий объем 240 литров, а емкость низкотемпературного отделения увеличилась до 29 литров.

Холодильник ЗИЛ КХ-240
Ежегодно на предприятии выпускалось около 120 тысяч ЗиЛов КХ-240, и именно эта модель стала первым советским холодильником, экспортируемым в другие страны

Помимо увеличения полезного объема, модернизированный ЗиЛ оснастили 4-мя дюралюминиевыми полками для табличек разного размера, с подсветкой и лакировкой.

Были также лотки для яиц, место для хранения масла и «гнезда» для бутылок. Внизу холодильника установлен выдвижной металлический лоток для свежих овощей/фруктов и других охлажденных продуктов.
Схема агрегата ЗИЛ КХ-240
Температура в морозильной камере холодильника поддерживалась работающим термостатом с возможностью ручной регулировки степени охлаждения

Кроме того, конструкторы исправили многие недостатки предыдущей модели и увеличили долговечность провизии за счет набора температуры НТО до -10 градусов.

Дверной проем закрыли пластиковой накладкой, а в качестве теплоизоляционного материала использовали тонкое стекловолокно.

Герметичность закрытия обеспечивалась эластичной резиновой прокладкой, установленной по периметру внутренней стенки двери, и защелкой.

прямоугольный «ЗиЛ-62» КШ-240/26**

В третьей модели ЗиЛ существенно изменился внешний вид машины. Оказалось, что несмотря на привлекательные округлые линии, конструкция прибора не позволяет компактно разместить его на маленьких советских кухнях.

Поэтому форма корпуса приняла форму прямоугольника с четко выраженными прямыми углами.
Холодильник ЗИЛ-62
Маркировка двумя звездочками означала, что в новых моделях холодильников ЗИЛ-62 морозильная камера способна поддерживать температуру -12 градусов

При этом объем устройства остался прежним – 240 литров, но новые модели можно было устанавливать в одном блоке с кухонным гарнитуром, а верхнюю поверхность использовать как полку (из прежних наклонных форм предметы постоянно выпадали).

Кроме того, резиновый уплотнитель на дверцах был заменен на магнитный, который и сегодня используется практически на всех холодильниках, а ширина корпуса доведена до стандарта — 60 см.

Недостатки «ЗИЛ-62»:

  1. Устаревшая модель компрессора, известная своим громким «саундтреком» во время работы.
  2. Плохое качество теплоизоляции, не позволившее значительно уменьшить толщину стенок корпуса и приводившее к появлению снежной шубы на морозильной камере.
  3. Полки, которые мешали хранить продукты в нестандартной таре.
  4. Новая конструкция рукоятки с острыми краями, которая может зацепиться.

Кроме того, разработчики не смогли устранить основные производственные проблемы предыдущих версий — высокую металлоемкость и трудоемкость производства.

«переходной» вариант «ЗиЛ-63»

С появлением на советском рынке первых двухдверных моделей «Минск» и «Ока» с автоматической системой разморозки и увеличенным до 300 литров объемом спрос на «ЗиЛы» резко упал.

Поэтому проектное агентство объекта. Лихачеву было поручено создать проект трехкамерного холодильника, способного составить конкуренцию не только отечественной, но и зарубежной технике.

Трехкамерный холодильник «ЗИЛ-65»
Один из прототипов трехкамерного «ЗИЛ-65» с электрической системой управления и рабочим объемом 600 литров, так и не поступивший в серийное производство

Конструкция новых агрегатов разрабатывалась совместно со специализированными институтами, у американского бренда Tecumsen была приобретена лицензия на замену устаревшего компрессора.

Но, как оказалось, промышленные мощности завода оказались не готовы к реализации перспективного проекта – он «замолчал», как только выяснилось, что необходимо строить новый цех и закупать производственную линию для дефицитная тогда валюта.

Поэтому на базе новых разработок была выпущена модель повышенной комфортности — ЗИЛ-63 КШ-260/26**, которая собиралась на заводе до 1988 года.

И хотя аппарат задумывался как переходная модель перед запуском принципиально нового холодильника, высокий спрос и отличная рентабельность «затянули» производство на 12 лет.

Руководство было удовлетворено высокими объемами продаж, поэтому перспективные разработки были отложены.

Схема устройства ЗИЛ-63
В холодильниках ЗИЛ-63 впервые применена технология «подвесной ручки», которую можно было установить для открывания влево или вправо

На Зил-63 был установлен компрессионный агрегат охлаждения, а компрессор и асинхронный электродвигатель с пусковой обмоткой были смонтированы на рессорной подвеске и спрятаны под общим кожухом.

Преимущества новой линейки:

  • улучшенная теплоизоляция;
  • снижение шума – моторный отсек агрегата стал закрываться звукопоглощающим щитом;
  • полки из металлических прутьев, удобно регулируемые по высоте с шагом 3 см;
  • увеличение полезного объема на 20 л;
  • возможность «сместить» двери в практичном направлении;
  • легко съемная ручка для удобной длины.

Кроме того, прибор был дополнен рядом элементов комфорта – небольшой полочкой для мелких продуктов, отделением для масла и сыра, лотком на 15 яиц, ограничителем максимального открывания дверцы до 105 градусов.

А также регулируемые ролики для транспортировки, льдогенератор, контейнер со стеклянной крышкой для хранения свежих овощей и фруктов.

Недостатками были оставшаяся ручная разморозка, надежный и долговечный, но устаревший компрессор, который до сих пор производился на самом заводе.

Но настойчивое использование возвращенных технологий и прекращение постоянного совершенствования своего продукта отобрали «пальму пальмы первенства» у холодильников ЗИЛ».

представитель «переходной» линейки «ЗиЛ-64»

С 1988 года в продажу поступили модернизированные модели ЗИЛ-64 КШ-260/30, выпускавшиеся до 2001 года.

Внешний вид ЗИЛ-64
Эти холодильники оказались более долговечными. Тем более, что и сейчас на дачах у некоторых увлеченных хозяев можно найти вот такого «старичка» в рабочем состоянии

В этих холодильниках уже есть функция автоматической разморозки, улучшенная пенополиуретановая изоляция и возможность снизить температуру в морозильной камере до -18 градусов.

Объем НТО увеличен до 30 дм3, имеет разделительную пластиковую полку для рационального размещения продуктов.

Автоматическая система разморозки в ЗИЛ-64
Инновационная система охлаждения и автоматической разморозки с отводом талой воды из камеры холодильника ЗИЛ-64 является аналогом современного NoFrost

Но эти устройства долго не могли конкурировать с зарубежными производителями, поэтому их производство было остановлено.

Несмотря на свою надежность и качество сборки, «старички» ЗиЛа тоже выходят из строя.

Но и здесь у них есть небольшое преимущество по сравнению с современной техникой: устройства легко разобрать самостоятельно, а расходные материалы доступны по цене, но после многолетней давности могут возникнуть проблемы с покупкой.

Вывод

Несмотря на свою славную историю, модели ЗИЛ давно устарели и не идут ни в какое сравнение с современными холодильниками ни по вместительности, ни по бесшумности работы, ни по легкости разморозки.

Но если у вас есть такой раритет, не спешите с ним расставаться – некоторые мастерские предлагают услуги по модернизации старой техники и смогут превратить ваш ЗИЛ в стильную изюминку, которая украсит интерьер дачи или квартиры в винтажном стиле.

Оцените статью
Блог о холодильниках